Взрывчатку будут разыскивать мыши

Мыши-супергерои, способные находить взрывчатку по запаху и указывать ее местоположение, были выведены молекулярными биологами. При этом, восприимчивость запаха взрывчатых веществ у таких мышей-саперов примерно в 500 раз превосходит обоняние обычных грызунов.

Идеей создания саперов-грызунов ученые заинтересовались уже давно – проект по дрессировке африканских крыс был впервые запущен некоторыми международными организациями еще в 2003 году. Сегодня крысы, обученные по этой программе, обезвреживают минные поля в Танзании, Мозамбике, на границе Бирмы и Таиланда. За час группа таких животных, управляемая дрессировщиком, может обследовать до 300 кв. м. земли. Однако, подготовка таких саперов требует не менее девяти месяцев.

Учеными же из Городского университета Нью-Йорка на ежегодном съезде общества американских неврологов (Neuroscience 2012) была предложена идея использовать методы генной инженерии для выведения мышей-саперов, которые бы не потребовали столь длительной подготовки.

В своем докладе исследователями было отмечено, что мыши имеют перед крысами множество преимуществ. Они быстрее размножаются, содержание их дешевле и легче. Мыши  имеют меньший вес, а это означает, что у них меньше риска вызвать детонацию в момент обнаружения мины. В то же время, мыши достаточно хорошо изучены на молекулярном и клеточном уровне, что дает возможность ученым воздействовать на их обонятельные рецепторы.

Способность различать запахи у млекопитающих связана с наличием в носовой полости огромного количества клеток, содержащих обонятельные рецепторы, причем одним рецептором, как правило, идентифицируется какой-то один определенный запах.

Американским биологам удалось не только обнаружить у мышей рецепторы, распознающие запах динитротолуола и подобных ему веществ, например тринитротолуола, но и в значительной степени увеличить их количество. В результате этого были выведены грызуны, которые улавливают запах взрывчатых веществ в 500 раз лучше, чем обычные мыши.

Кроме того,  специально выведенные мыши-саперы будут автоматически  сообщать о находке с помощью подкожного чипа. Установленный в их организме датчик будет фиксировать любые изменения в поведении животного и передавать данные оператору.

В данный момент пока неизвестно, каким образом саперы, настолько восприимчивые к запаху взрывчатых веществ, могут повести себя на поле с большим числом мин. Тем не менее, считают ученые, мыши для поиска взрывчатки в труднодоступных зонах могут оказаться более эффективными, чем другие способы.