Спортивные травмы – результат генетической предрасположенности?

Учеными, работающими с британской олимпийской сборной, было обнаружено, что некоторые спортсмены имеют более высокую наследственную предрасположенность к травмам. Исследование генотипа атлетов даст возможность разрабатывать программы тренировок в целях достижения ими максимально возможных результатов.

Растяжения сухожилий и переломы в процессе интенсивных физических упражнений нередко могут случаться и с профессиональными спортсменами, но в связи, с чем это происходит – непонятно до сих пор.

Руководитель Института здоровья человека при лондонском Университетском колледже Хью Монтгомери сообщил, что его коллегами были обнаружены варианты определенного гена, влияющие на возможность возникновения стрессовых переломов, представляющих собой небольшие трещины в костях, которые случаются в результате постоянных интенсивных нагрузок, и занятий спортом в том числе.

Итогом данного исследования может стать возможность разработки индивидуальных программ тренировок, которые позволят спортсменам избегать травм и увеличивать результативность спортивных достижений.

Хью Монтгомери находится в постоянном тесном сотрудничестве с сотрудниками Английского института спорта, которые проводят испытания последних медицинских и спортивных разработок для олимпийцев и паралимпийцев Великобритании.

Директор института по спортивным наукам Кен ванСомерен полагает, что если ученые смогут определить варианты гена, связанные с повышенным риском травмирования, то им удастся добиться адаптации программ тренировок под каждого из спортсменов. В то же время понимание причин травмы даст возможность выбрать оптимальное лечение.

«В результате проведенного нами исследования, в котором принимали участие 750 человек, выяснилось, что плотность и форма костей голени зависят от двух вариантов гена, которые влияют на прочность костей и, следовательно, на склонность к стрессовым переломам», - пояснил Хью Монтгомери.

Специалистами подчеркивается, что речь вовсе не идет об обнаружении генов, ответственных за степень способностей спортсменов. Изучение генотипа дает возможность делать прогноз на успех или неудачу конкретного человека в той или иной области, но никак не может провоцировать дискриминацию потенциальных чемпионов.

Как говорит Светлана Боринская, ведущий научный сотрудник Института общей генетики РАН, на состояние костной ткани человека оказывают влияние целый ряд факторов.

«У некоторых людей не функционирует ген лактазы, определяющий толерантность к молоку и молочным продуктам. Соответственно, варианты этого гена оказывают воздействие на структуру костей. Люди, не усваивающие лактозы, перестают пить молоко, в результате недополучая кальция. Однако, это не считается серьезной проблемой на Западе, поскольку там люди принимают добавки, предотвращающие развитие остеопороза (хрупкости костей). Впрочем, состояние костной ткани также зависит и от физических нагрузок. Если человек все время лежит на диване, идеально при этом питаясь, кости его все равно не станут прочными, так как рассчитаны на постоянную нагрузку (но не перегрузку)», - рассказала С. Боринская.