Разработаны методы предсказания эффективности лечения ВИЧ

Врачами, лечащими больных СПИДом, была замечена взаимосвязь между добросовестным приемом антивирусных препаратов и появлением резистентности к ним.

Недавно было обнаружено, что выраженность такой взаимосвязи проявляется по-разному для различных компонентов применяемого для лечения ВИЧ-инфекции «лекарственного коктейля». Исследование, проведенное гарвардскими учеными, даст возможность прояснить причины данной зависимости, а также, возможно, позволит дешевле и быстрее разрабатывать новые комбинации лекарственных препаратов, которые будут реже приводить к развитию резистентности.

Группой ученых, возглавляемой профессором Мартином Новаком, в сентябре этого года в издании Nature Medicine был опубликован отчет о разработанной ими методике, которая даст возможность предсказывать эффект от назначения того или иного препарата, а также определять возможный риск развития лекарственной резистентности.

«В сравнении клиническими испытаниями, требующими финансовых и временных вложений, данный метод открывает относительно простую возможность для подобных предсказаний. И, как показано в статье, полученные нами результаты вполне соответствуют тому, что могут наблюдать врачи в условиях клиники», - сообщила Элисон Хилл, один из авторов статьи. «В настоящее время исследователи осуществляют поиск оптимальных комбинаций лекарств с помощью метода проб и ошибок. Открытый нами подход, используя математические методы в понимании эволюции, делает процесс более схожим с конструированием», - отмечает профессор Новак.

Необходимо отметить, что разработка модели, способной делать достоверные предсказания, требует предварительного анализа большого массива клинической информации. Вооружившись многочисленными данными о реакциях ВИЧ на разные комбинации и дозы препаратов, которые были получены учеными в Университете Джона Хопкинса, Элисон Х илл, в сотрудничестве с Дениелом Розенблюмом разработали компьютерную модель, которая учитывает такие факторы, как свойства лекарственных препаратов, биологические особенности чувствительных и резистентных штаммов ВИЧ, аккуратность в приеме лекарств, мутации и пр., а также позволяет эффективно предсказывать результат лечения.