Почка, выращенная в лаборатории, успешно заработала в организме животного

Итальянским ученым удалось доказать, что почка, выращенная в лабораторных условиях, может успешно выполнять свои функции в живом организме. Это достижение станет значительным шагом на пути к выращиванию органов для трансплантации в человеческий организм. Только на территории России очередь на пересадку почки насчитывает 8 тысяч человек, а по всему миру количество таких людей составляет десятки тысяч.

Жизнеспособная почка была выращена группой ученых Института фармакологии Марио Негри, под руководством Христодолуса Ксинариса (Christodoulos Xinaris), из стволовых эмбриональных клеток  мыши. Отчет о данной работе был опубликован в Journal of the American Society of Nephrology. Как сообщается в статье, сначала исследователями из стволовых клеток была получена органелла, состоящая из нефронов – основных функциональных единиц почки.

После органеллы выдерживались в химическом бульоне с содержащимся в нем эндотелиальным фактором роста сосудов (VEGF), что позволило сформировать кровеносные сосуды. Затем получившиеся образования ученые пересаживали в почку живых мышей. Дополнительное введение VEGF стимулировало еще более активный рост сосудов, а также формирование почечных клубочков, где происходит фильтрация крови.

Для проверки эффективности работы пересаженной почки животным вводились альбуминовые белки, которые помечались специальным маркером. В результате оказалось, что искусственно созданная почка успешно отфильтровывала из крови помеченные белки, а следовательно, работала как полноценный орган.

«Нами была впервые получена функционирующая почечная ткань из отдельных клеток. Орган, выращенный в лаборатории, способен успешно очищать кровь от больших молекул, что придает нам решимость для создания аналогичных тканей человеческого организма»,   - отметил Ксинарис.

В настоящее время ученые заняты подключением почечных каналов  к мочевому пузырю. Помимо этого, ими осуществляются попытки выращивания в организме мыши печени из человеческих клеток.