Жирная пища в рационе беременной женщины может вызывать рак груди у ее дочерей и внучек

Обилие пищи с высоким содержанием жиров в рационе беременной женщины вызывает угрозу возникновения рака груди не только у нее самой, но и у ее дочерей и внучек, сообщили ученые из университета Джоржтауна (Вашингтон, США).

«Известно, что диета матери играет важную роль для здоровья ее потомства. В то же время наше исследование, проведенное на лабораторных крысах, показало, что избыточное количество жиров в диете матери или высокий уровень эстрогенов в ее крови могут негативно воздействовать на состояние здоровья нескольких поколений потомков, повышая вероятность развития злокачественных новообразований груди у нескольких поколений ее потомков», - отметила одна из участников исследовательской группы Лена Хилакиви-Кларк.

Группа биологов, возглавляемая Соней де Асис (университет Джоржтауна), наблюдая за частотой развития злокачественных новообразований в молочных железах лабораторных крыс в нескольких поколениях, пыталась установить причины возникновения, так называемой, «семейственности» в возникновении рака груди.

Около 15% женщин с раком груди, как поясняют ученые, имеют одного или нескольких родственников по материнской линии с таким же заболеванием. Данный факт заставил ученых заняться поиском факторов, вызывающих семейную предрасположенность к появлению злокачественных опухолей.

Авторы статьи отмечают, что высококалорийная диета с преобладанием жирных продуктов и ранее связывалась с более высоким риском возникновения рака молочных желез. Они проверили, оказывают ли воздействие изменения в организме крыс, вызываемые жирной пищей на здоровье их потомства.

В ходе исследования ученые крыс женского пола разделили на три группы. В первой, контрольной, животных и их потомков кормили обычной, нормальной пищей; во второй группе крысы получали исключительно жирную пищу и до, и после наступления беременности; в третьей же группе животные начали получать высококалорийные продукты с добавлением женского полового гормона эстрогена лишь на последних сроках беременности.

В результате было обнаружено, что жирные продукты питания оказали негативное воздействие на здоровье не только матери, но и ее потомства – количество опухолей у следующих поколений таких животных была на 55-60% больше, чем у крыс контрольной группы. Аналогичный результат давала и жирная пища в сочетании с эстрогенами.

Как сообщают биологи, данный эффект сохранялся и в двух следующих поколениях грызунов, причем наследовался он и по женской, и по мужской линии. Ученые полагают, что такой феномен связан с изменениями, произошедшими в белковых соединениях, окружающих молекулы ДНК в зародышевых клетках.

«Половые клетки развиваются в организме еще на стадии зародыша, а воздействие жирных кислот во внутриутробном периоде может нарушать нормальную работу тех или иных генов. Данные нарушения могут наследоваться, поддерживая, таким образом, высокую предрасположенность к раку груди в нескольких поколениях», - сообщила де Асис.

По словам ученых, такие нарушения можно устранять при помощи определенных лекарств, которые исправляют повреждения в белковой «упаковке» молекул ДНК.

«Можно представить, насколько наше исследование связано со здоровьем человека, учитывая то, что наше общество буквально пропитано жирной едой, а в воде и в пище нередко можно встретить и некоторые дозы эстрогенов», - резюмирует де Асис в статье, опубликованной в Nature Communications.