Возрастное ограничение для сайта не младше 16 лет
Суббота, 8 Апреля 2017
Принципы здоровьесбережения

Здоровье детей в школе

Здоровье является бесценным достоянием каждого человека, а здоровье детей, как будущего общества, тем более значимо. Не секрет, что в последние годы все очевиднее прослеживается тенденция к ухудшению здоровья учащихся.

Конечно, влияние неблагоприятных социальных и экологических факторов являются явными причинами этой катастрофической тенденции, но не последнюю роль в ухудшении здоровья детей играет и отрицательное влияние школы. На здоровье ребенка и его социально-психологическую адаптацию, рост и развитие оказывает влияние та среда, в которой он постоянно находится. Для детей 6-17 лет такая среда – это система образования, в учебных заведениях они проводят до 70 % своего времени. И поэтому так важно для формирования в будущем здорового взрослого человека, в каких физических условиях и психологической обстановке он растет ребенком.

Как показывают исследования, примерно у 25-30% первоклассников, приходящих в школу, уже имеются те или иные патологии или отклонения в состоянии их здоровья. В ходе процесса обучения число здоровых школьников уменьшается в 4 раза, количество близоруких детей возрастает с 3,9% в 1 классе до 12,3% в выпускных; детей, имеющих нервно-психические расстройства – с 5,6% до 16,4%, нарушение осанки – с 1,9% до 16,8%.

Институт возрастной физиологии РАН предоставил данные, согласно которым образовательная школьная среда создает факторы риска,  с которыми связывают от 20 до 40% негативных влияний, склонных ухудшать здоровье школьников. Вот школьные факторы риска, расположенные по убыванию влияния на самочувствие и здоровье детей в школе:

  1. 1.Стрессовая, агрессивная педагогическая тактика.
  2. 2.Несоразмерность технологий обучения и методик возрастным, а также функциональным возможностям учащихся.
  3. 3.Принебрежительное отношение к элементарным физиологическим и гигиеническим требованиям в отношении организации учебного процесса.
  4. 4. Отсутствие грамотности родителей в тех вопросах, которые касаются сохранения здоровья их детей.
  5. 5.Недостатки в современной системе физического воспитания школьников.
  6. 6.Увеличение и нарастание учебного процесса.
  7. 7.Неграмотность педагогов в отношении вопросов охраны, укрепления здоровья.
  8. 8.Разваливание системы ранее существующих служб медицинского контроля в школе.
  9. 9.Недостаток или полное отсутствие систематической работы, ставящей своей целью формировать у детей ценности здорового образа жизни.

Как видим, на сегодняшний день при традиционной организации процесса обучения школьники постоянно испытывают стрессовые перегрузки, приводящие к развитию тех или иных хронических заболеваний.

Анализируя школьные факторы риска, можно сказать, что в большинстве случаев проблемы со здоровьем у учащихся можно решить при помощи каждодневной практической работы педагогов, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и используя в ней принципы здоровьесбережения:

  • *принцип приоритета – предполагающий применение в учебном процессе таких методик, программ и технологий, которые направлены прежде всего на сохранение здоровья;
  • *принцип природосообразности – образование и воспитание должно осуществляться, учитывая и потенциал конкретного ребенка, и возрастные закономерности развития личности;
  • *принцип преемственности – необходимо соблюдать преемственность между целями, формами, содержанием, методами, технологиями образовательного процесса и развитием психологической и физиологической адаптации личности ребенка;
  • *принцип непрерывности – здоровьесберегающий процесс должен осуществляться непрерывно, постоянно, на всех этапах школьного процесса обучая детей здоровому образу жизни;
  • *принцип целостности – комплексный подход к развитию учеников как в познавательной сфере образовательного процесса, так и в эмоциональной и личностной;
  • *принцип индивидуализации – предполагает индивидуальный подход к содержанию, методам, формам в процессе обучения;
  • *принцип интеграции – все дисциплины и ведомства должны находиться во взаимодействии в направлении здоровьесбережении. Родители, педагоги, медики, психологи – все должны осознавать, что центром процесса образования является ребенок, и его здоровье является приоритетом.

Коментарии

Что бы комментировать, нужно авторизоваться

Коментарии - Вконтакте