Дети-олигофрены обладают особенностями развития - это аксиома. Патология проявляется с младенческого возраста и остается с человеком на всю жизнь, вылечить ее невозможно.
К сожалению, наше общество все еще не приспособлено для того, чтобы жить бок о бок с людьми, имеющими ограниченные возможности. Поэтому самое сложное и самое важное для родителей, воспитателей, врачей и педагогов – помочь такому ребенку адаптироваться в современном обществе.
Диагностика олигофрении
Олигофренией принято называть умственную отсталость, возникшую вследствие органического поражения ЦНС.
Отечественные психиатры различают олигофрению трех видов, в зависимости от коэффициента интеллекта (обозначается буквами IQ):
- самая легкая степень нарушения умственной деятельности – дебильность
- средняя – имбецильность
- тяжелая – идиотия.
Олигофрены с диагностированной дебильностью прекрасно общаются с людьми, их речевое развитие проблем почти не вызывает. Сложнее им даются обобщения, выявление причинно-следственных связей, решение задач, требующих некоторого интеллектуального напряжения.
Олигофрены-имбецилы испытывают затруднения с речью, однако, они в состоянии общаться на простейшем бытовом уровне. После определенной подготовки такие дети овладевают несложными навыками самообслуживания.
Идиотия максимально ограничивает социализацию детей. Такие олигофрены нуждаются в постоянном уходе, общение с ними крайне затруднено.
Тем не менее, точный диагноз поставить бывает весьма нелегко. Дети, отстающие в умственном плане, как правило, испытывают и другие трудности психического характера. Их развитие сопровождается множеством нарушений: и речевыми, и моторными, и эмоциональными дисфункциями.
Развитие речи и развитие мышления взаимозависимо, у таких детей проблемы с речью обусловлены их невозможностью оперативно приспосабливаться к меняющимся социальным условиям мира вокруг них, а умение адаптироваться в социуме и есть проявление интеллекта. Ребенок, не пользующийся речью, не может выполнить обычные задания для своего возраста, с ним сложно играть, нельзя задать вопросы, требующие распространенного ответа. На ранних этапах специалист определяет, что ребенок является олигофреном, но не может сделать заключение о глубине и структуре нарушений. И это вызывает сложности при выборе правильной помощи пациенту.
Часто нарушения речи в детском возрасте связаны с неинтеллектуальными расстройствами. К примеру, некоторые дети не в состоянии выразить свою мысль или отказываются говорить, даже если знают ответ на заданный вопрос.
С недавних пор специалисты признали, что результатов теста часто бывает недостаточно для постановки точного диагноза. Поэтому теперь принято оценивать так же способность ребенка к общению и адаптации вообще, умение обслуживать себя. Важно разграничить понятия олигофрении и, например, алалии или детского аутизма. Особняком стоят и дети педагогически запущенные: далеко не все из них являются олигофренами, несмотря на то, что отстают в развитии.
В советские времена практиковалась изоляция людей с отклонениями от «нормального» общества. Это зачастую приводило к тому, что даже дети с незначительными нарушениями психики часто оказывались «за бортом» жизни, становились в полном смысле слова инвалидами. Малыши-олигофрены были вынуждены жить в своем ограниченном мире, здоровые дети не подозревали об их существовании, а встретив необычного человека на улице, не знали, как себя вести, как к нему относиться.
По счастью, сейчас эта традиция отошла в прошлое. Теперь признана необходимость стимулировать малыша-олигофрена к освоению различных навыков, в том числе и социальных. Дети же здоровые обучаются жить в мире с людьми, имеющими ограниченные возможности.
На практике еще встречаются ситуации, когда ребенку с поставленным диагнозом «олигофрения» ретрограды от педагогики/медицины могут рекомендовать специальные учреждения вместо обычного детского сада или школы. Если вы оказались в подобной ситуации, не сдавайтесь! Право на образование имеют все дети, отстаивайте эту возможность.
Большое значение для ребенка с умственной патологией имеет воспитание в семье. Не так давно, еще 20 лет назад уже врачи в роддоме уговаривали мам оставлять «неполноценных» детей в роддоме. Эта тенденция постепенно уходит в прошлое, многие родители находят в себе силы бороться за развитие своего малыша и его адаптацию.
Для детей с патологией умственного развития так же важно общение со сверстниками, как и для других малышей. Интерес к обучению, который просыпается у ребенка, активно контактирующего с ровесниками, нельзя переоценить. Простые игры учат умственно отсталого, плохо говорящего и почти не понимающего речь окружающих малыша элементарным навыкам, таким важным для его последующей жизни: пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. Взаимодействие с другими людьми: специалистами, педагогами, родственниками, - помогает максимально развить его способности.
Слабая степень нарушения интеллекта вполне позволяет ребенку учиться в массовой школе. При условии наличия внимательной понимающей учительницы, умело руководящей детским коллективом, – это лучший способ адаптации детей с олигофренией.