Дисбактериоз — болезнь-фантом?

Дисбактериоз: мнение отечественной и мировой медицины

Дисбактериоз кишечника — пожалуй, один из любимых диагнозов врачей постсоветского пространства, посоревноваться с которым может разве что простуда. В течение жизни он ставится практически каждому оказавшемуся в поле зрения врача человеку, начиная с первого осмотра младенца, и заканчивая чуть ли не посмертным заключением патологоанатома. Диагностируется при этом по самым разным симптомам: при запорах, болях в области кишечника, метеоризме, диарее, потере веса и даже аллергии. Но вот что характерно, это явление, назовем его так, обладает загадочным и пугающим свойством поражать жителей исключительно того же постсоветского пространства! И это при всей выносливости и неприхотливости нашего организма. Гражданам остального мира в этом плане повезло гораздо больше — они не только не болеют дисбактериозом, но и не могут этого «сделать» физически по одной простой причине: в справочниках их врачей такой болезни как «дисбактериоз» попросту не существует! Синдром есть, но не болезнь. К слову будет сказано, подобный диагноз не указан не только в Международной классификации болезней (МКБ-10), но даже и в «Стандартах (протоколах) диагностики и лечения болезней органов пищеварения» Минздрава РФ.

Тем не менее, полностью отрицать существование дисбактериоза как такого все же неправильно. Под этим явлением следует подразумевать нарушение баланса микрофлоры кишечника (это предложение вы наверняка не раз слыхали в рекламах различных йогуртов), иными словами, доминирование опасной флоры над безопасной, полезной. Возникает оно на фоне целого ряда болезней желудочно-кишечного тракта, начиная обычными пищевыми отравлениями, и заканчивая злокачественными опухолями пищеварительных органов. Возникает закономерный вопрос: как могли медицинские светила во всем остальном мире не заметить этот очевидный и опасный факт и не выработать эффективную стратегию борьбы с ним? На самом деле, и заметили, и выработали, и успешно воплощают ее в жизнь. С той лишь разницей, что у нас пытаются вылечить последствия, тогда как во всем остальном мире предусмотрительно искореняют причины. Иными словами, воспринимают дисбактериоз в качестве лишь симптома соответствующего более серьезного заболевания, но никак не самой болезни.

Природа дисбактериоза

Но перейдем ближе к делу. Наш с вами желудочно-кишечный тракт является поистине благодатной почвой для размножения и плодотворной жизнедеятельности огромного количества всевозможных бактерий. В здоровом состоянии эта почва оставляет «на расплод» только полезные или нейтральные для организма бактерии, все остальные либо погибают, либо выводятся наружу. Однако случись у человека какая-либо желудочно-кишечная хворь, и там внутри многое изменится: и уровень кислотности, и иммунные свойства, и интенсивность движения. Вследствие такой революции условия проживания могут стать неприемлемыми для тех самых полезных и нейтральных микроорганизмов, зато как нельзя более подходящими для болезнетворных. В этой связи, наиболее логичным подходом к лечению является устранение причины таких изменений (соответствующего заболевания желудочно-кишечного тракта) и восстановление естественной здоровой среды. У нас же по какой-то непонятной доселе причине поступают от обратного: находят и пытаются вылечить следствие, при этом зачастую довольно загадочными методами.

Ну а о том, как именно наши отечественные врачи диагностируют это «заболевание», и как это должно бы происходить в идеале, что является основными причинами развития дисбактериоза, и как ему можно эффективно противостоять, мы поговорим во второй, более практической части этого материала.