Международный проект по вопросам изучения химии атмосферы Земли (IGAC) и Всемирная метеорологическая организация (ВМО) в рамках Открытой научной конференции, состоявшейся в Пекине (КНР), представили доклад, в котором предупреждают, что стремительная урбанизация, наблюдающаяся сейчас на планете, может нанести значительный урон здоровью населения из-за отсутствия мер по предупреждению загрязнения воздуха, сообщает compulenta.ru, со ссылкой на Nature News.
Как заявила Лиса Ялканен, руководитель отдела изучения атмосферы ВМО, в настоящее время особое внимание на себя обращает скорость, с которой растут города-гиганты (агломерации с населением не менее 10 млн чел) в развивающихся странах. Если 60 лет назад на планете насчитывалось всего 2 города-гиганта, то сейчас их – 23. Порядка 50% всего населения Земли теперь живет в городах, а к 2050 году, в соответствии с прогнозами ученых, это количество может достичь не менее, чем 70%.
При этом, «практически весь этот прирост придется на страны с развивающейся экономикой», - подчеркнула г-жа Ялканен. «В городах-гигантах население может рассчитывать на лучшее образование и работу, а плотно заселенные и хорошо спланированные районы позволят значительно снизить необходимость освоения новых земель и более эффективно использовать энергию», - говорит Луиза Молина, глава Молиновского центра стратегических исследований в экологии и энергетике в США. «Однако для многих мегаполисов в развивающихся странах характерно быстрое увеличение, недостаточно хорошая планировка и отсутствие каких-либо мер по сокращению загрязнения, - отмечает Чжу Тун, исследователь атмосферы из Пекинского университета. – А это самым серьезным образом может сказаться на здоровье населения и окружающей среде».
Так, согласно данным Азиатского банка развития, на Азию приходится более 50% наиболее загрязненных городов планеты, и загрязнение воздуха там становится причиной примерно полумиллиона смертей в год. Качество воздуха в двух третях городов в Азии (1/5 – в остальной части планеты) не соответствуют стандартам качества, принятым в Евросоюзе, по параметру содержания твердых частиц. «Немаловажной частью проблемы стала скорость застройки», - сообщает Чжу Тун. Численность населения китайских городов, начиная с 1950 года, увеличилась почти в пять раз, что вызвало заоблачный рост потребления энергии и стало причиной появления на улицах миллионов автомобилей.
В Пекине, например количество загрязнителей воздуха, ответственных за заболевания сердца и органов дыхания, зашкаливает и продолжает увеличиваться. Содержание озона на уровне земли выросло шестикратно и сегодня превышает норму, которая была определена Управлением по охране окружающей среды (ЕРА), отмечает Девид Перриш из Национального управления атмосфнрных и океанических исследований (США). Концентрация РМ 2,5 - взвешенных частиц, диаметром до 2.5 мкм, в пекинском воздухе как правило, варьирует в пределах 100-150 мкг/м3, что в 7-10 раз превышает нормы, установленные ЕРА. «Воздействие на состояние здоровья населения может быть колоссальным, - говорит Андре Нель, эколог из Калифорнийского университета (США, Лос-Анджелес). – Смертность в крупных городах возрастает на 1% с ростом концентрации РМ2,5 на каждые 10мкг/м3.
Государственным Советом КНР в феврале этого года был введен закон, целью которого является ограничение уровня РМ2,5, озона и других выбросов. Нормы, которых планируется достигнуть к 2016 году, аналогичны подобным нормам, принятым в США и ЕС, а в некоторых случаях строже. Предшествовали данному шагу инструкции 1996 года, которые позволили существенно снизить выбросы угарного газа и диоксида серы, чему способствовало введение ограничений на выбросы автомобилей и поощрение использования малосернистого угля и природного газа, сообщает Шао Минь, исследователь из Пекинского университета. В Пекине осуществляется самый жесткий в стране контроль выбросов, однако значительная часть загрязнений поступает в город из окружающих областей, поясняет г-н Чжу.
Во время Олимпийских игр 2008г., например, благодаря воздушным массам с юга, концентрация озона достигала подчас 88%. «Качество воздуха в Пекине можно повысить только тогда, когда удастся перейти административные границы», - отмечает эксперт. Участники конференции обратились к другим крупным городам развивающихся государств с призывом последовать примеру китайского Пекина. «В противном случае города-гиганты превратятся в основной источник глобального загрязнения. То как правительства стран смогут справиться с проблемами стремительной урбанизации, и станет определяющим фактором качества жизни в будущем», - подчеркивает Луиза Молина.